Одесса в цитатах
Я люблю этот город, бульвары, улицы и переулки, старинные парадные и старые дворики, вездесущих котиков, белье, колодцы (кое-где сохранившиеся), арки, балконы, вообще всю старую архитектуру. Маяк, пляжи, парки, трамваи, Французский бульвар, Паустовского, Олешу, Бабеля и Утесова, Веру Инбер, всех тех писателей, которые жили (или по крайне мере бывали) в Одессе, писали об этом городе. И, конечно, море. К нему можно приходить в любом состоянии, радости или печали, и всегда уходить воодушевленным, очищенным, светлым. Разве не счастье жить в городе у моря?..
Я родился в Одессе. Вы, думаете, я хвастаюсь? Но это действительно так. Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удается. Для этого надо, чтобы родители хотя бы за день до вашего рождения попали в этот город. Мои - всю жизнь там прожили.
— Л.Утесов "Спасибо, сердце"
Я не знаю, кто виноват. Солнце? Море? Небо? Но под этим солнцем, под этим небом, у этого моря родятся особые люди.
— Л.Утесов "Спасибо, сердце"
Те, кто не был в Одессе, могут представить эти греческие дворы с чужих слов, но никогда не поймут, в чём их прелесть. Надо увидеть такой двор или пожить в нём хоть несколько дней, чтобы это понять… Это прямоугольные внутренние дворы, окружённые со всех сторон старым двухэтажным домом. Единственный выход из этих дворов — подворотня на улицу. Все комнаты и квартиры из обоих этажей выходят на старые деревянные террасы и такие же деревянные лестницы.

Террасы тянутся вдоль стен дома, шатаются и скрипят. Они служат прямым и самым оживлённым продолжением комнат и квартир. На террасах жарят на керосинках скумбрию, готовят икру из «синеньких», купают детей, ссорятся всем домом, стирают бельё в пышной пене, гладят, а ночью даже спят «в холодке».

Константин Паустовский «Бросок на юг»

Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.
На опыте своей жизни я знал, что есть много видов одиночества. Перечислять их я не буду, но знаю, что есть одиночество в толпе и одиночество лесное, есть одиночество, сопутствующее горю, и есть, наконец, морское одиночество, зачастую близкое к состоянию безмолвного душевного подъема.

Константин Паустовский «Время больших ожиданий»
Солнце просвечивало через листья, как через нежные ладони, полные розовой крови.
Константин Паустовский «Черное море»
Знаете ли вы, что такое Одесса? Нет, вы не знаете, что такое Одесса! Много есть на свете городов, но такого больше нет. Посмотрите на Одессу с моря. Рай! Посмотрите с берега! То же самое. Да что говорить...
Л.Утесов "Спасибо, сердце"
В Одессе есть длинная, в несколько километров улица, идущая вдоль моря. Она называется Французский бульвар. По обеим сторонам ее стояли виллы банкиров. Ограды. Движущаяся тень листвы на асфальте. Львиные морды в коронах. Буковые изгороди. Здесь жили хозяева города. Вилла Маврокордато. Вилла Рено. Вилла Ашкенази. Вилла Маразли...
Юрий Олеша
Если стать лицом к морю, то справа - здание городской думы, в классическом стиле. Слева - Воронцовский дворец. Здесь бывал Пушкин. Прямо перед вами порт. Там всегда шумно и весело. С бульвара в порт ведет знаменитая лестница. Рядом с ней - фуникулер. (Если сказать в Одессе это слово - никто не поймет, о чем идет речь. Его просто называют "подъемная машина". Так одесситам кажется короче и понятней.) Вниз - две копейки, вверх - три. Вниз почти никто не ездит. Зачем? Сойти по лестнице вниз просто удовольствие. Вверх тоже не очень много желающих. У веселых одесситов - крепкие сердца. И подъемная машина - вовсе не золотое дело.
— Л.Утесов "Спасибо, сердце"
У каждого хорошего города должно быть свое лицо. Если у города нет своего лица - это не город. А знаете, как можно определить, есть ли у города свое лицо? - Не знаете? Так я вам скажу.
Вы приехали в город впервые, а вам кажется, что вы уже здесь бывали, - значит, у города нет своего лица, он похож на многие другие. Я мог бы вам назвать такие города, но не стоит - жители обидятся. Они любят свой город независимо от его облика. Разве можно не любить мать за то, что она не красавица. Мать любят за то, что она мать. Город - за то, что в нем прошла прекрасная пора детства и юности. Если бы Одесса была не самым лучшим городом в мире, разве я не любил бы ее? Конечно любил. Может быть, немножечко меньше, но любил.
А так как она все-таки самый лучший город и т. д., то сами понимаете...

Л.Утесов "Спасибо, сердце"
И лестница, шириной в широкую улицу, двести низеньких барских ступеней; второй такой нет, кажется, на свете, а если скажут, где есть, не поеду смотреть. И над лестницей каменный Дюк — протянул руку и тычет в приезжего пальцем: меня звали дю-Плесси де Ришелье — помни, со всех концов Европы сколько сошлось народов, чтобы выстроить один город.
Владимир Жаботинский "Пятеро"
... Наступала уже осень. Вторая осень в моей одесской жизни.
Я был тогда уверен (да, пожалуй, и сейчас готов согласиться с этим), что из всех осенних времен, пережитых мною, одесская осень была одной из самых лучезарных. И не только в степи и на дачах, на Фонтанах с их опустелыми садами, но и в самом городе. Точное описание одесской осени я нашел в стихах (теперь я не помню, где читал их):

Осенний воздух тонок и опасен.
Иной напев, иной порядок дней.
И милый город осенью прекрасен,
И шум его нежней...

... Я назвал одесскую осень лучезарной. Я слышал это слово еще в юности («лучезарные вечера» Тютчева), но долго не знал его точного смысла.
Только в пожилом возрасте я узнал, что это слово обозначает спокойный, бестрепетный, все озаряющий свет солнечных лучей и чаще всего применяется к свету вечернему или осеннему.

Одесская осень была лучезарна в полном значении этого слова. Тихий розовеющий свет наполнял улицы. Этот розовеющий свет происходил не только от постоянной дымки в воздухе, но еще и оттого, что солнце шло над горизонтом все ниже, свет его постепенно терял силу и окрашивался уже с самого утра в красноватые оттенки заката.

Константин Паустовский
Одесса — это Левант. Это Черное море, теплые ветры с Босфора, бывшие греческие контрабандисты и негоцианты из Пирея. Итальянцы-гарибальдийцы, капитаны и портовые грузчики — банабаки. Богатства всех стран, влияние Франции, гетто на Молдаванке, бандиты, ценившие превыше всего остроумие, седоусые рабочие с Пересыпи, итальянская опера, воспоминания о Пушкине, акации, желтый камень, цветы, любовь к анекдоту и страшное любопытство к каждой мелочи. Все это — Одесса.
— Константин Паустовский "Черное море"
...Это произошло на Дерибасовской, года через два после начала нашего рассказа. Редакция наша находилась тогда в верхнем ее конце, в пассаже у Соборной площади; и, по дороге туда, ежедневно я проходил по всей длине этой улицы, королевы всех улиц мира сего.
Почему королевы, доводами доказать невозможно: почти все дома с обеих сторон были, помнится, двухэтажные, архитектура по боль-шей части среднего качества, ни одного памятника. Но такие вещи доводами не доказываются; всякий титул есть мираж, и раз он прилип и держится не отклеиваясь, значит – носитель достоин титула, и баста.
Я, по крайней мере, никогда в те годы не мог бы просто так прошмыгнуть по Дерибасовской, как ни в чем не бывало, не отдавая себе отчета, где я: как только ступала нога на ту царственную почву, меня тотчас охватывало особое сознание, словно произошло событие, или выпала мне на долю привилегия, и я невольно подтягивался и пальцем пробовал, не развязался ли галстук; уверен, что не я один.
— Владимир Жаботинский "Пятеро"
…Вы думаете Одесса одна? Нет. Одесс несколько. Это нечто вроде федерации. Центр – одно. Молдаванка – другое. Пересыпь – третье. Слободка – четвертое. Есть еще и маленькие автономные области как Бугаевка, Ближние мельницы и другие.

Центр – это лучшие здания, магазины, лучшая одежда и не лучшие люди. Конечно, нет правил без исключения, и здесь тоже попадаются хорошие люди. Здесь есть настоящая интеллигенция, мечтающая о правде и справедливости. Врачи, инженеры, адвокаты, художники, студенты. Нужна революция, думают они.

Банкиры, торговцы, чиновники – «реалисты», у них мысль иная: что с этого можно иметь?

Есть еще аристократия. Всякие Ралли, Маразли, Радоконаки, Анатра. Это дворцы, особняки, виллы. Только не подумайте, что они ведут свой «знатный род» от аристократических предков. Их предки были контрабандистами. От турецких берегов, на шаландах везли они контрабанду к берегам Одессы. Они первые «освоили» знаменитые одесские катакомбы. Это были усатые степные греки, вертлявые итальянцы – смелые и предприимчивые люди, копившие богатства для своих хлипких потомков. Потомки построили дворцы и ведут легкомысленный образ жизни, расшвыривая в риске игры добытое предками.
— Л.Утесов "Спасибо, сердце"
Подумайте – город в котором легко жить, в котором ясно жить.
— И.Бабель
Как хотите, можете со мной делать что угодно, а я все равно буду кричать: "Одесса - лучший город в мире!" вы скажите: "Подумаешь, какой одесский Галилей нашелся!" А я все равно кричу: "Одесса - лучший город в мире!
— Л.Утесов "Спасибо, сердце"
Photo credits: Natalia Vlasenko, Stanislaw Kinka

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website